Ваш город Новосибирск?
Да

Как мотивировать сотрудников?

2052 0

Фото на анонсе: vacantjob.ru

Одни сотрудники работают за деньги, вторые делают это больше ради самореализации и удовольствия, третьи в первую очередь хотят быть нужными и полезными. Мотивация к выполнению своих трудовых обязанностей у людей разная. И чтобы сотрудники работали лучше их нужно поощрять, учитывая их внутренние побуждения. Кому-то необходимо дать премию за хорошую работу, а кого-то похвалить и отблагодарить грамотой.

Профессор, социолог новосибирского Академгородка Владимир Исакович Герчиков разработал тест на определение типов мотивации сотрудников. Согласно его работе существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации. Однако стоит помнить, что «чистые» типы встречаются очень редко. Владимир Герчиков подчеркивал, что «в каждом человеке в определенном соотношении пересекаются два, а то и более вида трудовой мотивации. «Плохих» типов работников нет! Каждый тип работника может быть эффективен в зависимости от конкретной ситуации».

В нашей статье мы рассмотрели пять типов мотивации по В. Герчикову и сделали несколько собственных пояснений.

Пять типов трудовой мотивации по В. Герчикову, а также описание видов и форм стимулирования труда работников
Тип мотивации и его особенности Как поощрить Как наказать
Инструментальный тип

Для инструментального типа важна цена труда, а не его содержание, зачастую главное для такого человека: «лишь бы хорошо платили». За это он будет работать с максимальной отдачей.
Увеличивайте заработную плату. Если это рядовой сотрудник, то можно повысить зарплату, начислить премию за хорошие результаты. Руководителю можно выплачивать проценты и бонусы. При этом важно проговаривать работнику, что его вознаграждение – итог хорошей работы. Лишите материальных выгод – оштрафуйте, не выплатите премию, уменьшите бонус, упраздните социальные льготы.
Профессиональный тип

Профессиональный тип ценит, прежде всего, интересную работу, ее творческий характер и возможность реализовать свои знания и умения. На неинтересную работу такой специалист не согласится, сколько бы за нее не заплатили.
Обучайте такого специалиста за счет компании, повышайте в должности, хвалите за достижения. Старайтесь не контролировать каждый шаг его работы. Игнорируйте личные достижения самого сотрудника и его подчиненных, ухудшите условия труда и лишите возможности учиться и развиваться. Но не на долго, иначе сотрудник потеряет всяческий интерес к такой работе.
Патриотический тип

Патриотический тип предан своему делу, для него важна идея, которая будет им двигать. Он хочет быть полезным своей организации и больше всего ценит результативность общего дела. Нуждается в общественном признании своего участия.
Отметьте заслуги сотрудника на глазах у всего коллектива, на доске почета. Руководителю можно предложить войти в состав совета директоров или посещать важные совещания. Если в компании одни патриоты, можно разработать положение о социальной защите сотрудников. Прилюдно восхваляйте работу других сотрудников, чтобы патриот это видел. А его самого не хвалите. Конечно, наказывать таким образом длительное время нежелательно, так как патриотический тип нуждается в признании.
Хозяйский тип

Хозяйский тип мечтает управлять процессами в организации и будет брать на себя полную ответственность за свою работу. При этом он любит свободу действий и предпочитает брать ответственность на себя.
Если это рядовой сотрудник, то ему можно дать возможность брать на себя полную ответственность за выполнение своих должностных обязанностей. Если это руководитель, то предложите ему курировать стратегические проекты, владение акциями компании. Такие сотрудники не терпят, когда их контролируют, указывают, что именно и как нужно делать. А значит дайте им волю делать то, что они хотят, либо распрощайтесь с ними.
Люмпенизированный (избегательный) тип

Люмпенизированному типу неважно какую работу ему поручат делать, он согласен на низкую оплату, лишь бы другие не получали больше, не желает повышать квалификацию, проявлять активность в компании и стремиться переложить ответственность на других.
Такому типу необходимо четко и ясно объяснять, что ему необходимо делать. Работа должна быть простой. Проявляйте заботу о сотруднике и отчитывайте, если это необходимо. Пригрозите увольнением, лишите премий и бонусов.

Краткий перечень допустимых видов стимулирования
Виды стимулирования Типы мотивации
Инструментальная Профессиональная Патриотическая Хозяйская Избегательная
Негативные (наказания, угрозы потери работы и т.п.) Применимы в денежной форме Запрещены Применимы Запрещены Базовые
Денежные Базовые Применимы Нейтральные Применимы Нейтральные
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.) Применимы в денежной форме Применимы если договориться о том, что это станет возможным при успешном выполнении работы Применимы Применимы при целевой договоренности Базовые
Моральные Запрещены Применимы Базовые Нейтральные Нейтральные
Патернализм (забота о работнике) Запрещены Запрещены Применимы Запрещены Базовые
Организационные (содержание, условия и организация работы) Нейтральные Базовые Нейтральные Применимы Запрещены
Карьера, развитие Применимы Базовые Нейтральные Применимы Запрещены
Участие в совладении и управлении Нейтральные Применимы Применимы Базовые Запрещены

  • Негативные — неудовольствие, наказания, угроза потери работы
  • Денежные — заработная плата, включая все виды премий и надбавок
  • Натуральные — покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
  • Моральные — грамоты, награды, доска почета и пр.
  • Патернализм (забота о работнике) — дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
  • Организационные — условия работы, ее содержание и организация. Привлечение к совладению и участию в управлении
  • Базовая — наиболее действенная форма стимулирования
  • Применима — может быть использована
  • Нейтральная — не окажет никакого воздействия
  • Запрещена — не допустима к применению

Какая работа больше всего подходит представителям различных типов трудовой мотивации:
Работа в организации Должность (пример) Тип сотрудника
Исполнители работ с четко измеримым результатом Менеджер по продажам Инструментальный тип
Исполнитель на работе, где требуется самоуправление Агент, торговый представитель, слесарь-ремонтник Хозяйский, профессиональный, инструментальный тип
Исполнитель на простых работах Оператор полуавтоматической машины, фальцовщик Люмпентный (избегательный) тип
Специалист с функциональным характером работы Менеджер по маркетингу, HR-специалист Профессиональный тип
Руководитель подразделения Руководитель отдела, цеха Хозяйский, патриотический тип
Высший управляющий Генеральный директор Хозяйский тип

Трудовое поведение работников с различными типами мотивации

Из этой таблицы можно понять, как будут вести себя сотрудники, при формировании рабочих команд, при переориентации руководителем работника «под себя» и при соблюдении корпоративных правил.

Типы мотивации Ожидаемое трудовое поведение
Инициатива Дисциплина
Инструментальная только при особом стимулировании средняя
Профессиональная высокая средняя, со срывами*
Патриотическая высокая высокая
Хозяйская высокая в пределах работы/функции средняя
Избегательная отсутствует средняя или низкая
*Работник с развитым профессиональным типом мотивации стремится к высокому качеству результата своей работы. При этом работа может быть выполнена не в срок или с ущербом для таких ее характеристик, которые он считает не очень важными с профессиональной точки зрения.

Обучение и развитие работников с различными типами мотиваций

Данная таблица позволяет правильно оценить карьерные ориентации различных групп персонала.

Типы мотивации Карьерные ориентации Отношение к обучению
Ради дела Ради власти
Инструментальная средние средние нейтральное или пассивно-негативное*
Профессиональная высокие отсутствуют активное, позитивное
Патриотическая низкие низкие позитивное
Хозяйская средние или высокие низкие нейтрально негативное
Избегательная отсутствуют средние или высокие активно негативное
*Работник инструментального типа чаще всего не хочет тратить время на обучение. Обычно он говорит следующее: «У меня нет времени на вашу учебу – мне нужно зарабатывать».

Ожидаемые лидерские данные и отношение к коллегам

Данные таблицы позволяют выяснить какие типы сотрудников обладают лидерскими качествами и лучше понять взаимоотношения в коллективе.

Типы мотивации Лидерские данные Отношения с другими работниками
Инструментальная низкие, средние нейтральные, напряженные*
Профессиональная средние доброжелательные или нейтральные, реже – напряженные**
Патриотическая высокие, средние хорошие
Хозяйская высокие нейтральные
Избегательная крайне низкие замечательные
*Напряженность чаще всего вызывается завистью к высоким заработкам работника.
**Здесь напряженность в отношениях может вызываться тем, что работник с профессиональным типом предъявляет к окружающим такие же высокие требования, как к себе, и раздражается, когда окружающие этим требованиям не соответствуют: «… Сами не хотят думать, а ко мне обращаются!».

Чтобы определить к какому типу относятся сотрудники вашей организации, проведите среди них тестирование, которое разработал В. Герчиков. Найти тест вы легко сможете на просторах интернета. В тесте нужно ответить на 23 вопроса. За каждый ответ ставится 1 балл в колонки. Колонка с максимальным количеством баллов (за каждый ответ – один балл) указывает на ведущий тип мотивации.

2052 0
Показать комментарии (0)

Похожие статьи

Решение конфликтных ситуаций между сотрудниками в мебельной компании Основными сложностями, которые мешают добиваться значительных результатов в мебельном бизнесе, являются конфликтные взаимоотношения в коллективе. Часто это происходит по вертикали начальник-подчинённый, но нередки и конфликты по горизонтали между сотрудниками, занимающими примерно равное положение в компании.

     Конфликт – неразрешимое противоречие между двумя и более людьми. Конфликты часто «беспричинны», создают значительное напряжение, снижают продуктивность деятельности отдельных сотрудников и всей компании в целом, и могут отнимать до 95% ресурсов организации. Главный камень преткновения заключается в том, что коллеги не слышат друг друга.

     Поиск решений данных вопросов – это ответственность руководителя или руководителей компании. И если вы можете отделить уверенность в своих силах от хамства во взаимоотношениях с сотрудниками, то вам подскажет Александр Ванкон, психиатр, психотерапевт, системный консультант компании "МИР".
26.02.2019
Выбор города Доставка по всей России и в страны СНГ
Ничего не найдено
Новосибирск
Новосибирск
Новосибирске